В России до XVIII века сухопутные дороги были второстепенны по сравнению с водными путями. Наличие для населения в среднем течении реки Угры возможности по воде весной-осенью и льду зимой перемещаться на значительные расстояния с торгово-экономическими целями ― важный фактор для развития края. Правда, Угра была судоходна преимущественно от Юхнова до Калуги (то есть в нижнем течении), но по большой воде и из знаменских лесов можно было сплавлять лес и перемещаться на мелкосидящих судёнышках до Оки. А там уже на крупных судах ― на Восток (к Каспию) по Волге. К бассейну Черного моря вели реки Вязьма, Вопь, Десна, Днепр. Среднее Поднепровье было связано с волжским торговым путем через Азовское море. О важности географической привязки к реке можно судить по описанию Юхновского уезда за 1859 г., когда уже были сформированы чёткие административно-территориальные единицы, но перечисление населенных пунктов идет и по их расположению относительно реки Угры: на правом берегу Желанья, Шипуны, Федотково; на левом ― Русаново, Луги, Новенка, Елёнка, Гречишное, Великополье, Гатишино, Станино.
В наше время каждому известны основные дороги европейской части России: М-1 «Беларусь», М-2 «Крым», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-6 «Каспий». Имеющие давнюю историю эти торговые пути имели косвенное отношение к селениям в среднем течении Угры, потому что по этой территории проходили широтные сухопутные дороги (пусть и не такие значительные, как меридиональные).
Для Знаменки исторически важным явилось ее нахождение на дороге Калуга–Юхнов–Вязьма длиной 190 км.
Калуга ― город на реке Оке в 160 км от Москвы. Как поселение известно с XIV в. Город расположен на автотрассе М-3 «Украина» (в пределах РФ: Москва–Брянск).
Эта дорога, считают историки, еще в XIV в. могла использоваться для военных целей московским князем Симеоном Гордым (в 1352), Великим князем Литовским Ольгердом (в 1368, 1372), Великим князем Витовтом (1406, 1408), Великим князем Василием II Темным. Вдоль дороги, которая с XVIII в. стала называться Вяземский почтовый тракт, возникла цепочка городков с замками и поселений. В их числе и Говендюги (Знаменка). Сейчас это автодорога Р-132 «Вязьма–Юхнов–Калуга–Тула–Рязань», которая пересекается с основными меридиональными трассами России.
В издании 1868 под названием «Список населенных мест Смоленской губернии по сведениями 1859 г.» в Юхновском уезде приводятся населенные пункты на Вяземском почтовом тракте, Гжатском транспортном тракте, по старому Дорогобужскому тракту и по Дрожжинской проселочной дороге. Серьезного читателя отсылаем к многополезным для краеведов картам, размещенным на сайте у К. Александрова (имеющего,кстати, корни в Знаменке). См. www.ugra.alexandrovi.ru.
Гжатский тракт существовал с XVI в., наиболее интенсивное движение в XVIII–XIX вв. Связывал центральные районы России с Петербургом, куда по воде от Гжатской пристани уходили баржи с зерном. Было ли это трехрядное полотно с аллеями, как указывают некоторые источники, говорить теперь сложно: тракт более не существует. Вдоль Гжатского тракта стояли деревни (например, Щелоки, Федюково) и постоялые дворы. В Великой Отечественной войне тракт еще использовался как рокадная дорога.
По старому Дорогобужскому тракту стояли деревни Малые Ермаки, Волосто-Пятница; по сторонам: Михали, Андреяны, Новиники, Бельдюгино, Елёнка, Годуновка.
По Дрожжинской проселочной дороге находились деревни Беляево, Коростели (Крастели), Дрожжино; по сторонам ― Жолобово, Науменки, Молодены, Лутное, Пожога, Дорки, Высокая, Лядное (Подозёрки).
Можно полагать, что близость к трактам сказывается на исторической судьбе села. Так, Рупосово (ныне не существует; село стояло рядом с деревней Староселье, в окружении деревень Новая Лука, Борисенки, Шумихино, Буславка), являвшееся в течении двух лет (1775–77) центром уезда, потеряло свое значение не в малой степени именно из-за его географического положения. Вообще, изучение этих списков сел и деревень приводит в изумление: как странно дорогими нашему сердцу краями распоряжается историческое время! От многих селений уже не найдешь и следа, а они были равны по численности (и даже превосходили) Знаменку. Так, в 1859 в Знаменском проживало 223 чел., а в Шумихино ― 314 чел., в Ступниках ― 386 чел., в Сизова ― 254 чел., в Богатырях ― 206 чел., в Беляево ― 220 чел. Все эти села не существут ныне (дачники ― не в счет). Приводятся причины запустения российской деревни: революционные потрясения, войны, коллективизация в 1930-е, безумный вал уничтожения «бесперспективных» деревень в 1960-е. Нас утешают, что это следствие глобализации, индустриализации и даже пытаются вдохновить, что идет обратный процесс (рурализация) ― «самые тонкие натуры сейчас стремятся на природу». Но это не успокаивает сердца, плачущие на заросших бурьяном и крапивой родных пепелищах.
На повседневную жизнь населения наших краев влияли, несомненно, преобразования которые сейчас называются административно-территориальными.
С образованием Русского централизованного государства (1533) в правление Василия III исчезли уделы. Основой в иерархизации Русского государства еще с XII в были уезды. При расширении и централизации потребовалось создание более крупных административных единиц. Появились разряды (реформа 1680), в частности, Смоленский разряд. Стоявшие во главе разрядов воеводы обладали как военной, так и административной властью. С XVIII в. (1708) Россия поделена Петром I на 8 губерний. В Смоленской губернии имелось 17 уездов. Через 5 лет, в 1713, Смоленская губерния была расформирована (большая часть вошла в Рижскую губернию).
Административно-управленческий гений Петра не давал покоя в дальнейшем ходе русской истории как российским государям и государыням, так и просто красным послереволюционным «кухаркам», оказавшимся не на своих местах.
Сразу же после смерти Петра I в 1726 Смоленская губерния с 5 уездами была восстановлена Екатериной I. В 1775 Екатериной II Смоленская губерния была преобразована в наместничество с 7 уездами, включая Рупосовский (куда входило и село Знаменское). Но уже в 1777 уездный центр из экономического села Рупосово был переведен в Юхновскую подмонастырскую слободу с переименованием ее в город Юхнов. Соответственно и уезд стал именоваться Юхновским.
Юхнов известен с XV в. как Юхновская монастырская пустынь. С 1743 ― Юхновская подмонастырская слобода. Город стоит на автодорогах Москва–Рославль (Варшавское шоссе) и Тверь–Вязьма–Рязань.
С возвратом в 1796 при Павле I губернской системы Юхновский уезд ― в составе Смоленской губернии (9 уездов). В 1797 для казенных крестьян, живших на государственных землях и плативших подати (оброк) в казну, были образованы волости, хотя они сущестовали еще со времен Древней Руси, но с другой функцией.
Говендюги-ЗнаменскоеВойна 1812 г.