На бурном событийном фоне XVI в. впервые, насколько это известно составителю очерка, упоминается село, которое сейчас носит название Знаменка, а тогда именовалось Говеднеги (Говендеева, Говендюги, Говяндюги).
В Вяземских писцовых книгах письма и меры за 1594–95 гг. (информация о селе в XVI-XVIII вв. предоставлена составителю К. Александровым) находится одно из первых упоминаний о Говендюгах. Уже тогда это было село, т. е. имелась церковь, известно даже имя одного из первых священников ― о. Трофим Юрьев. В 1566 село (вместе с Вёшками) было передано из Дорогобужского уезда в Вяземский уезд в поместье боярскому сыну Григорию Васильевичу Хитрову. Его вотчина в 1579 по именному указу царя Иоанна Грозного пожалована Федору и Марии Мелентьевне Ивановой (падчерице царя). После того, как Мария вышла замуж за окольничего Гавриила Григорьевича Пушкина, последний и Федор Мелентьев промеж себя полюбовно поделили вотчину пополам: Гавриилу досталось село, что было починок Мишин а Говендеги тож на реке Угре с деревнями и пустошами, а Федору ― село Вёшки на Волсте с деревнями и пустошами. В 1638 после кончины Гавриила Григорьевича Вёшки отходят его сыну Степану, а Мишино-Говендюги второму сыну Григорию. В 1656 оба брата умирают от морового поветрия. У Григория не было детей, у Степана их было трое: Дария, Иаков и Матвей Пушкины. После смерти в 1663 (1667-?) Дарьи ее вотчина переходит братьям: Матвею ― Мишино-Говендюги, Иакову ― Вёшки. Именно окольничий Матвей Степанович Пушкин построил в 1682 в Говендюги-Мишино деревянную церковь Знамения Божией Матери с приделом святых Флора и Лавра (дата постройки церкви дается по изданию: «Смоленские епархиальные ведомости», 1872, № 13, хотя повторим: первый храм построен еще в XVI в., в 1677 здесь служил поп Артемий). Этот храм стоял (предположительно) у проходившей через село дороги Вязьма–Мещёвск, на взгорье, там где в 1960-е гг. соседствовали почтовое отделение и книжный магазин. Матвей Пушкин умер в 1706 г. В 1710 Говендюги с 13-ю деревнями ― за его родственником стольником Иваном Калининым Пушкиным. После его кончины село перешло во владение его внучкам Параскеве Дорошенковой, Екатерине Безобразовой и правнучке Анне, которые в 1746 заложили и просрочили имение оберпрокурору (1741–1753) Правительствующего Синода князю Якову Петровичу Шаховскому: с 1747 Говендюги с Вёшками, таким образом, вотчина Шаховских. В 1774 году в селе 271 двор.
Князь Я. П. Шаховской (1705–1777) ― видный русский государственный деятель, тайный советник, сенатор.
По планам генерального межевания Вяземского уезда Смоленской губернии в 1770 за Шаховскими 2 села, 21 деревня, под поселением 284 десятины, пашни ― 13812 дес. 1200 саж., лесу строевого 1000 дес.; лесу дровяного ― 3267 дес. 54 саж., неудобных мест ― 720 дес. 557 саж.; всего ― 28572 дес. 612 саж.; мужского пола ― 1635 чел. «Земля иловатая с глиной. Крестьяне на оброке, промышляют хлебопашеством, хлеб родится средственно, но лучше рожь и овес, а в реках рыба разных родов, сенные покосы травой хороши, лес строевой и дровяной». После кончины князя Я.П. Шаховского во владение села и деревень вступили его наследники: князья Алексей, Иаков, Владимир, Петр, Лев и княгиня Наталья.
Село ― владельческое поселение; с XVIII в. с наличием церкви.
Владельческое село ― поселение с владельческим двором и холопами.
Сельцо ― с XVI в. небольшое сельское поселение без церкви.
Деревня ― поселение до 30 домов без церкви (в источниках с 1330-х годов).
Починок ― вновь возникшее сельское поселение.
Вотчина ― потомственное владение (от «отец») землей и правами на зависимых крестьян.
Поместье ― синоним вотчины с 1714 г. С конца XV в. предоставлялось государством за несение военной и государственной службы без права продажи, обмена, наследования.
Владение ― форма собственности на землю, строения, имущество.
Здесь, думается, нужно остановиться на топонимике (названии) села. Итак, в XVI в. наше село было двухсоставным: Мишино-Говендеги. С названием Мишино (Мишина) вроде ясно. Но что это за название сельца ― Говендюги? Не идет ли это имя села от времен более древних, чем появление починка Мишино? Маловероятно, что название Говендюхи идет от готского gaweihan=посвящать, благословлять. Скорее от славянского (у поляков, болгар, сербов, словен, чехов) «говядо» ― бык, скотина, крупный рогатый скот. Верное, в нашей местности занимались скотоводством, жили говядари (гуртовщики). Заметим здесь, что совсем не случайно выбирались в православной церкви названия церковных престолов. В нашей ближайшей округе престольные праздники были из числа самых распространенных на Руси: Святой Троицы в Слободке и Вёшках, Успения в Великополье, Покрову и Николе в Сафоново. Но в Волосто-Пятнице один из престолов был посвящен редкой святой ― Параскеве-Пятнице («бабьей святой» и покровительнице сельхозработ и скота). Как защитники лошадей и скотины в народе почитались также святые Флор и Лавр. Не связано ли появление престолов Флора и Лавра в Знаменке (Говендягах) с деятельностью наших предков-говядарей? Тогда становится понятным название селения ― Говендеево. Откуда появляется в слове звук «н»? По данным исторической фонетики, в праславянском, а затем древнерусском и среднерусском языках после мягких согласных в слоге происходила назализация (приобретение звуком носового тембра). В графике это отображалось юсом малым ― ѫ. Со временем изменился облик юса малого, в написании это стало «я».
Деревянная церковь во имя свв. Флора и Лавра постройки 1682 сгорела 22 мая 1804 г. (ст. ст.). Князь Пётр Шаховской принял на себя обязательство, после побуждения его Святейшим Синодом, построить каменную церковь. Строительство все время откладывалось. Тем временем в 1813 возвели новый деревянный однопрестольный храм. После умершего князя Петра в 1841 в наследство вступил его сын Алексей. В марте 1847 было начато строительство каменной церкви. Строительство продолжалось не одно десятилетие. Новый храм был освящён в 1870-х годах, как и прежний, в честь иконы Божией Матери Знамение. Он считался летним (неотапливаемым), а в деревянной церкви святых Флора и Лавра молились преимущественно зимой. Принятое в народе название села Знаменское (оно на канцелярском языке звалось тогда «мирским названием») появилось в письменных источниках в 1770 (ещё при жизни князя Я. П. Шаховского и, может быть, не без его влияния).
Перед иконой Божией Матери Знамение на Руси молились издревле. Празднование приходится на 27 ноября/10 декабря.
Село подпадает под генеральные характеристики северо-запада России: умеренно-континентальный климат, лесистость (в настоящее время 60% территории района покрыто лесом), плотность речной сети (первое место по Смоленщине), бедность полезных ископаемых, зона рискованного земледелия. В то же время даже на этом фоне имеет ряд частных характеристик, которые, как показал ход истории, являются преимуществами. Это прежде всего расположение села непосредственно на берегу реки Угры и на торговых путях.
Угорщина в средние векаГеографические характеристики