В СРЕДНЕМ ТЕЧЕНИИ РЕКИ УГРА  
 
Радуга Удивительная сосна в Старой Луке В СРЕДНЕМ ТЕЧЕНИИ РЕКИ УГРА Сосновый лес Заря
 

НА ГЛАВНУЮ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Река угра
Борисенки
Поселок Угра
Староселье
Песьково
Федотково
Ломенка
В лесу и на просторах
Архитектура
Местные жители
Обои для рабочего стола
Зима
По городам и весям
КРАЕВЕДЕНИЕ
Период великой отечественной войны
Геология района
Археология
Великое стояние на Угре
Период 14 - 15 веков
1812 год
Маршруты Поугорья
Краеведческие и статистические материалы
Юхнов
Села: Бутурлино, Климов завод, Слободка
ВИРТУАЛЬНЫЕ ТУРЫ
От Угры до Знаменки
От Знаменки до поворота на юго-восток
От поворота на юго-восток до устья реки Вори
КАРТЫ
Районы Смоленской области
Топокарта N-36 (Смоленск)
Топокарты в 1см. 2км.
Топокарты в 1см. 1км.
Топокарты в 1см. 500м.
Старинные карты
Спутниковые снимки
Разное
ВЫРУБКИ
ВЫРУБКИ ЛЕСА В СРЕДНЕМ ТЕЧЕНИИ РЕКИ УГРЫ ВЫРУБКИ ЛЕСА В СРЕДНЕМ ТЕЧЕНИИ РЕКИ УГРЫ
РАЗНОЕ
Форум
Гостевая книга
Ссылки
Баннеры
Автор
   
 
МАРШРУТЫ ПОУГОРЬЯ: ВОДНЫЙ МАРШРУТ ПО УГРЕ И ЕЕ ПРИТОКАМ: ВОРЕ, РЕССЕ, ЖИЖАЛЕ
 

В 200 км на юго-запад от Москвы, по лесам Смоленской и Калужской областей протекает одна из наиболее популярных туристских рек - Угра. Мягкие ландшафты, спокойное течение, относительно малая заселенность, отсутствие по берегам промышленных предприятий, удобные подъезды - все это привлекает любителей среднерусской природы. В низовьях Угры можно познакомиться с оригинальными архитектурными памятниками, посетить места, связанные с историей нашего государства. Полная безопасность плавания по Угре делает ее особенно удобной для путешествия с детьми и для новичков.
Свое начало Угра берет на холмах Дорогобужско-Ельнинской возвышенности, созданных многие тысячелетия назад ледником, откладывавшим здесь камни, песок, глину. Покинув холмы, Угра течет по волнистой равнине, по которой некогда стекали талые ледниковые воды.
Почти на всем протяжении Угра течет в высоких берегах, которые в верховьях и среднем течении одеты в живописный лесной наряд. Много удобных мест для дневок. В нижнем течении леса располагаются в виде отдельных массивов, полос, островков. Попадаются безлесные участки. Зато в низовьях обилие песчаных пляжей, тогда как в верховьях их почти нет.
В урочную пору леса по берегам Угры радуют хорошими урожаями грибов. На вырубках можно напасть на заросли малины а на лесных полянках и береговых откосах набрать душистой земляники. В хвойных лесах встречается черника.
Рыбалка на Угре хотя и не очень обильная, но рыболовы не останутся без добычи. На плесах со спокойным течением, в омутках можно поймать окуня, а если повезет, - и щуку, на быстринах половить пескарей, гольцов.
Удачливым любителям фотоохоты может представиться случай сделать "выстрел" по лосю, вышедшему ранним утром к воде; можно встретить лисицу, реже пугливую косулю. Зато шустрые белки и колючие ежики попадаются часто.
Путешествующим по Угре не нужно везти с собой полный набор продуктов. Во всех крупных селениях (Всходы, Знаменка, Юхнов) есть магазины, где можно приобрести сахар, крупы, масло, а в деревнях - картофель, молоко.
Как и большинство рек южной части средней полосы, Угра очищается от льда в конце марта - начале апреля. Заморозки по ночам сохраняются значительно дольше - до первых чисел мая. Летом на Угре, как и обычно в этих краях, тепло: температура может подниматься до 30°. Хотя летом преобладают западные и северо-западные ветры, нередко приносящие непогоду, дождей здесь меньше, чем в окрестностях Смоленска и Вязьмы, так как с северо-запада долина Угры частично прикрывается холмистыми отрогами Смолено-Московской возвышенности. Самый теплый, но в то же время и наиболее дождливый месяц на Угре - июль.
Издавна по берегам Угры жили люди. Во многих местах обнаружены остатки селений славян-вятичей, некоторые из них датируются VII веком. В те времена по Угре проходил один из важных торговых путей, связывавших Днепровскую водную систему с Волжской. С Днепра через волок в верховьях Угры торговые люди попадали на Оку, а затем на Волгу. Шла бойкая торговля с Камской Болгарией, Хазарией, среднеазиатскими ханствами.
За многовековую историю России тишина мирных селений не раз нарушалась шумом жарких сражений. Берега Угры были свидетелями нашествия татар и вторжения литовцев, видели отступавшую Наполеоновскую гвардию, а во время Великой Отечественной войны стали местом ожесточенных боев с фашистами.
Общая длина Угры около 400 км, из них на протяжении 360 км река пригодна для байдарочных походов.
Весной в половодье начинать путешествие на байдарках по Угре можно от станции Коробец, расположенной на железнодорожной ветке Смоленск - Сухиничи. Однако верховья Угры мелководны, берега низкие, лесов мало.
Более живописная часть маршрута начинается в 30 км ниже Коробца - от села Городок. Леса здесь подходят к самой воде, берега поднимаются на 2-3 м над рекой. Местами склонившиеся к воде деревья образуют живописные зеленые коридоры. Глубина Угры на этом участке в среднем около 0,5 м, а ширина 7-10 м.
Однако добираться до Городка не очень удобно, так как подъезд к нему возможен только автомашиной, причем последние 25-30 км по проселку. В весеннюю распутицу и после обильных дождей это потребует дополнительного времени.
Более надежен подъезд к крупному селу Всходы, которое связано довольно приличной дорогой со станциями Баскаковка (18 км) и Угра (около 30 км). Машиной можно доехать от Вязьмы по шоссе Москва - Бобруйск.
От Городка до Всходов по реке 40-45 км. Ниже Всходов до деревни Городищи Угра по-прежнему течет в лесистых берегах. Здесь она принимает ряд притоков: справа - Ворону, Баскаковку, слева - Гордоту. Река становится полноводнее, ширина ее увеличивается до 10-15 м.
Станция Угра наиболее удобна для подъезда к верховьям реки, так как расположена на перегоне железной дороги Вязьма - Брянск, где оживленное движение поездов, в частности есть прямой поезд из Москвы (Москва - Брянск). От станции до реки около 3 км.
Ниже железнодорожного моста леса по берегам Угры редеют, местами далеко отступая от воды, а перед крупным селением Знаменкой пропадают. В русле реки около Знаменки появляются мели, небольшие островки, короткие каменистые перекаты. Знаменка также может служить одним из пунктов подъезда к маршруту, поскольку связана регулярным автобусным сообщением с Вязьмой.
Угра ниже Знаменки принимает слева Волосту, а справа - Сигосу. Вскоре после впадения Сигосы берега становятся выше и круче, покрываются лесами, начинается один из наиболее живописных участков на Угре, тянущийся почти до самого Юхнова.
Деревни здесь расположены на значительном расстоянии друг от друга. По берегам высокие террасы с красивыми, преимущественно сосновыми, лесами. Много хороших мест для стоянок, хотя иногда подход к воде осложнен зарослями осоки или крутизной высокого берега. На отдельных участках течение реки замедляется, русло зарастает водными растениями, и приходится проталкивать байдарку среди зарослей лилий, кувшинок и стрелолиста.
Около деревня Антипино в Угру впадает слева река Жижала, Недалеко от устья Жижалы небольшой каменистый перекат.
После Антипина Угра круто поворачивает к югу, и солнце в первой половине дня светит в лицо. Это обстоятельство нужно учитывать при составлении распорядка дня, так как в солнечную погоду от бликов на воде быстро устают и могут воспалиться глаза. Ниже Антипина река по-прежнему течет среди лесистых берегов. Сосновые леса чередуются с лиственными, изредка встречаются перелески и поля.
Сразу после впадения крупного притока Вори на Угре образуется небольшой перекат. Теперь все чаще попадаются песчаные пляжи. Но вот лес редеет, расступается, и на отлогом берегу показываются домики крупного селения.
Это Юхнов - районный центр Калужской области, раскинувшийся на правом берегу Угры. Юхнов невелик и довольно молод - только в XVIII веке он был преобразован в город. Здесь обычно заканчиваются майские праздничные походы. От станции Угра до Юхнова 150 км, от Знаменки"- 115 км. Из Юхнова можно выехать автобусом в Москву, Калугу и Вязьму.
Нередко от Юхнова начинаются водные путешествия вниз по Угре. При выборе этого города в качестве начального пункта желательно доезжать не до автостанции, а попросить остановить автобус у моста через Угру. В районе Юхнова река довольно широкая (30-50 м).
Ниже города берега невысокие, но от деревни Алоньи Горы снова поднимаются. В 12 км от Юхнова, перед деревней Алоньи Горы, на правом берегу Угры находится село Палатки. В 1480 году полчища хана Золотой Орды Ахмета пытались неподалеку от этого места перейти Угру. Им преградили путь русские войска, занявшие левый берег. Почти пять месяцев стояли оба войска друг против друга. Потом татары не выдержали, повернули назад. Так "великим стоянием" на Угре закончилось длившееся почти триста лет татарское иго.
Около Палаток сохранилось древнее городище. Местные жители предполагают, что здесь некогда стоял легендарный разбойник Кудеяр, и называют городище Кудея-ровым Курганом.
После Алоньих Гор река делает крутой поворот, начинается наиболее живописный участок в нижнем течении Угры. В районе деревень Горячкино и Пахомово она оказывается зажатой высокими, крутыми берегами; откосы их поросли густыми лесами. Вскоре Угра принимает справа речку Течу. В 10 км вверх от ее устья расположено село Троица, неподалеку от которого имеются минеральные источники (железистые и радоновые).
Ближе к устью Угры на левом берегу раскинулось село Никола Ленивец. Интересна легенда о происхождении его названия. В XVI веке на Русь двинулись литовцы. В один из вечеров они появились на правом берегу напротив села Никола. Считая, что овладеют им без труда, литовцы отложили штурм на следующий день и всю ночь бражничали. За ночь русские подтянули подкрепления, и литовцы были разбиты. В окрестностях Николы Ленивца сохранилось древнее городище, некогда укрепленный пункт вятичей.
На реке ниже села встречаются мели, небольшие каменистые перекаты. Ближе к устью берега Угры в ряде мест представляют интерес в геологическом отношении: в окрестностях сел Давыдово, Матово попадаются мраморовидные известняки; кроме того, у Матова на правом берегу есть отложения известнякового туфа.
Ниже устья левого притока Шани ширина Угры достигает 40-60 м. Берега по-прежнему высокие, местами обрывистые. Лесов становится меньше, встречаются они небольшими полосами и островками.
Интересную экскурсию можно совершить, поднявшись на байдарках 10 км вверх по Шане или пешком вдоль ее левого берега до поселка Полотняный Завод.
В 1718 году по указу Петра I на месте небольшого селения Взгомонье калужский купец Карамышев построил полотняную и бумажную фабрики. После смерти Карамы-шева дело перешло к его компаньонам Щепочкину и Гончарову - прадеду жены А. С. Пушкина. Планировка усадьбы Гончаровых была тщательно продумана. В усадьбе было четыре парка, целая система прудов, украшением ее был большой трехэтажный дом-дворец, в котором останавливалась Екатерина П. В 1812 году в усадьбе размещался Главный штаб Русской армии и в доме Гончаровых жил М. И. Кутузов. Дважды здесь бывал А. С. Пушкин.
В 1941 году фашисты сожгли дом Гончаровых, и от бывшего дворца остался полуразрушенный остов. С Петровских времен сохранились заводская плотина и частично пруды и старинные парки.
Более счастливой оказалась судьба дома Щепочкина, расположенного рядом с усадьбой Гончаровых, на высоком крутом берегу реки Суходрев. Дом является памятником русского зодчества конца XVIII века; предполагают, что он построен одним из учеников М. Ф. Казакова. Здание и лепная отделка интерьеров хорошо сохранились.
Ниже села Товарково берега Угры понижаются, река становится шире, леса пропадают. На месте села Дворцы, по преданию, в 1480 году находилась ставка князя Ивана Молодого - сына Ивана III, оборонявшего от татар левый берег Угры. Полагают, что отсюда село и получило свое название.
В 5 км от Дворцов стоит поселок Льва Толстого - бывшая Тихонова Пустынь, один из богатых монастырей Калужской губернии. Огромная пятиярусная колокольня монастыря видна со всех сторон за много километров.
От прежнего монастыря сохранились два корпуса постройки XIX века, часть зубчатой стены, башенка и ярусные пруды, окруженные живописной рощей.
После Дворцов Угра делает большую излучину, в конце которой, на правом берегу, имеются залежи каменного угля. Примерно в 10 км ниже еще один поворот реки. В этом месте к ней с правого берега подступает крупный поселок Куровской, в котором при желании можно закончить путешествие и выехать в Калугу автобусом.
Ниже Куровского берега Угры, вплоть до впадения ее в Оку, открытые, совершенно безлесные. Выйдя на Оку, можно подняться вверх вдоль ее левого берега. Здесь, недалеко от устья Угры, на высоком обрыве над заливными лугами возвышаются две церкви: Преображенская (XVI век) и Введения (XVII век). Эти церкви да несколько надгробий у их подножья - все, что осталось от Спасского монастыря, бывшего в старые времена одним из форпостов русской земли.
Неподалеку от монастыря расположено древнее городище XII века.
Путешествие по Оке можно продолжить до Калуги (около 12 км). Однако Ока на этом участке малоинтересна: берега ее безлесны, а в непогоду ветер раздувает крутую волну. Поэтому путешествие можно закончить у шоссейного моста через Угру и добираться до города автобусом или попутной машиной.
Калуга, где обычно заканчиваются водные путешествия по Угре, раскинулась на левом берегу Оки. Город возник как один из южных форпостов, защищавших русские земли от набегов татар и литовцев. В архитектурном отношении Калуга интересна тем, что многие ее районы сохранили облик, близкий к старой, "допожарной", Москве.
Наиболее древние из сохранившихся памятников архитектуры в Калуге - церковь Покрова-на-Рву (1687 год), церковь Георгия-за-Верхом (1701 год), "Палаты Коробовых" (XVII век).
Из памятников архитектуры XVIII века наиболее примечательны: каменный двухъярусный мост, напоминающий своей архитектурой римские виадуки; здания Присутственных мест (1787 год); Троицкий собор, выполненный в стиле русского классицизма по проекту И. Д. Ясныгина - талантливого ученика В. И. Баженова; Гостиный двор (1784-1823 годы), в архитектуре которого наряду с классикой использованы элементы древнерусской архитектуры и готики.
Среди памятников XIX века выделяется особняк дворцового типа купца Золотова (1808 год), где сейчас размещается калужский краеведческий музей. Сохранились искусная мраморная отделка, роспись, лепной декор.
В городе есть еще два музея - отца космонавтики К. Э. Циолковского и художественный. В последнем представлена богатая экспозиция полотен Д. Г. Левицкого, К. П. Брюллова, В. А. Тропинина, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, В. Г. Перова, И. И. Левитана, К. А. Коровина и других выдающихся русских художников.

Путешествие по Угре можно также сочетать с плаванием по одному из ее притоков. Многие из них доступны для байдарок только весной, по некоторым можно плыть и летом.
В верховьях наиболее удобна с точки зрения подъездов речка Ж и ж а л а, протекающая вблизи станции Жижало железнодорожной ветки Калуга - Вязьма. Ходить по этой реке можно только весной, в половодье. Летом она сильно мелеет, зарастает и становится практически непроходимой. Весной на Жижале возможны завалы из коряг и подмытых деревьев.
В весеннее время Жижала неширокая, извилистая и довольно быстрая речка. Повороты Жижалы круты и неожиданны, и нужно быть очень внимательным, чтобы на крутой излучине не оказаться прижатым течением к прибрежным кустам. На таких узких и быстрых речках следует строго соблюдать дистанцию между байдарками, так как в случае неожиданной остановки идущей впереди байдарки при большой скорости течения и узости фарватера наезд на нее неизбежен. В половодье для прохождения участка в 20 км от станции Жижало до Угры требуется 1-1,5 дня.

Другой левый приток Угры - В о р я проходим для байдарок с верховьев, как и Жижала, только в весеннее время. Путешествие по Воре обычно начинают от деревни Кордюково, до которой можно добраться автомашиной от станции Темкино на железнодорожной ветке Калуга - Вязьма или доехать через Гжатск по Смоленскому шоссе, а далее проселком.
Первые километры от деревни Кордюково до железной дороги река сильно петляет, много мелких, быстрых перекатов, попадаются и глубокие ямы. Дно и берега в основном суглинистые, но на перекатах дно каменистое. По берегам заросли ивы и черной ольхи. На реке масса низких мостиков, которые в большинстве весной затопляются и с воды незаметны. В таких местах следует быть внимательным, чтобы не распороть оболочку о сучки и гвозди на настиле.
Как и на Жижале, в верховьях Вори есть крутые повороты с сильным течением. Мест для бивуаков немного, и их следует выбирать заблаговременно.
При высокой воде Воря проходима от деревни Тупицыно. На этом участке она узка, быстра и очень извилиста.
Прохождение участка выше железной дороги, хотя и безопасно, но требует определенной сноровки и внимания.
Ниже железной дороги плавание иа байдарках по Воре возможно и летом. Река становится шире, берега луговые, кое-где некоторые из них весной заливаются, и Воря замедляет свой бег, разливается. Ширина разливов достигает 3 км. Дно реки здесь песчаное, местами илистое. Летом на отдельных участках река зарастает тростником.
Препятствий на этом отрезке практически нет, за исключением плотины с водосбросом в 25-30 км ниже железной дороги, которую придется обнести.
Протяженность маршрута от железной дороги до Угры около 45 км.

Следующий крупный приток Угры, по которому можно совершить байдарочное путешествие,- река Ресса. Она берет начало недалеко от станции Дабужа железнодорожной ветки Смоленск - Мичуринск и впадает в Угру в 3 км выше Юхнова.
В древние времена по Рессе проходил торговый водный путь: с ее верховьев осуществлялся волок в речку Неручь -один из притоков Днепра.
В 1942 году в период Великой Отечественной войны по правому берегу Рессы шла линия обороны Северо-западного фронта. И сейчас еще видны полузасыпанные, заросшие окопы и землянки.
В районе станции Дабужи Ресса очень мелка. Уверенное плавание на байдарке можно начинать после впадения в нее речки Сосны. На этом участке Ресса течет в живописных лесистых берегах. Свисающие над водой кроны деревьев нередко образуют зеленые коридоры.
Начиная от деревни Тарасково берега повышаются, лес постепенно отступает, течение реки замедляется. У деревни Гостичи вода подперта плотиной, которую придется обнести.
Летом тихие участки на Рессе сильно зарастают. От Гостичей и до впадения в Угру встречаются целые заросли белых лилий.
У деревни Ленское, лежащей на высоком берегу, большой холм - древнее городище. Вскоре Ресса у деревни Рачки пересекает шоссе Москва - Рославль.
Приближаясь к Угре, Ресса делает несколько крупных петель среди поросших лесом берегов. На этом участке много перекатов, быстрин. Здесь у Рессы значительный перепад.
Маршрут по Рессе имеет протяженность от впадения Сосенки до ее устья около 85 км, а от шоссе Москва - Рославль 10 км.

Интересное путешествие можно совершить по системе левых притоков Угры - Локне, Суходреву, Шане.
Л о к н я - небольшая извилистая речка, по которой можно пройти на байдарке только в половодье.
Суходрев у станции железной дороги Москва - Калуга того же названия уже довольно большая речка (ширина около 10 м и глубина в среднем около 50 см). Воды в Суходреве достаточно для плавания на байдарке и в летние месяцы.
Первые километры река очень извилиста, берега холмистые, правый более высокий. Заросли ивняка и ольшаника образуют над водой зеленые тоннели. Хотя эти заросли тянутся почти вдоль всего Суходрева до самого устья, но прибрежных лесов мало. Они появляются на левом берегу после деревни Лопатино, расположенной в 20 км пути от станции Суходрев. Здесь хорошие места для лагеря.
Дно Суходрева на одних участках глинистое, на других - песчаное. Летом река сильно зарастает, кое-где тростник перекрывает все русло.
Весной возможно образование небольших завалов, кроме того, придется преодолеть множество низких пешеходных мостиков, часть которых может оказаться под водой.
В устье Суходрева расположен поселок Полотняный Завод, где следует сделать остановку и осмотреть усадьбу Гончаровых и дом Щепочкина (см. маршрут по Угре).
Река Ш а н я, куда впадает Суходрев, шире и глубже его. По берегам, как и на Суходреве, густые заросли ивняка и ольшаника. Течение быстрое. От устья Суходрева до Угры по Шане всего 10 км. По Шане можно совершить и самостоятельное путешествие, начав его от шоссе Калуга - Москва.
Шаня протекает по холмистой равнине. Берега ее местами довольно высокие, изрезанные оврагами, покрыты живописными смешанными лесами, чередующимися с пашнями и лугами
Маршрут по Шане проходит мимо города Кондрово -одного из старейших центров производства высококачественной бумаги. Рядом с городом есть карьер, в котором добывается бутовый камень, где можно собрать интересную коллекцию окаменелостей.
По Шане от шоссе до Кондрова около 30 км, от Кондрова до устья Суходрева примерно 15 км; по Суходреву от станции Суходрев до впадения реки в Шаню около 45 км.

 
Назад

 
 
  Дизайн, разработка, поддержка - А. К. А.  
 
Rambler's Top100