Вы не можете просматривать ссылки
Зарегистрируйтесь или
Введите логинРожденные запрещать: чиновники не могут смириться с правом граждан выращивать свой лес
10 февраля
Минприроды России никак не может смириться с правом граждан выращивать свой лес на своей земле сельскохозяйственного назначения. Не прошло и полугода с выхода правительственного постановления, разрешающего это - а Минприроды уже предлагает все полностью изменить, и фактически выращивание лесов на сельхозземлях полностью запретить. Предложения министерства сейчас размещены на специализированном сайте regulation для публичного обсуждения:
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения"
Мы их десятки лет душили-душили, а теперь что же - позволить самовольно лес выращивать?
Мы их десятки лет душили-душили, а теперь что же - позволить самовольно лес выращивать?
Основная идея поправок состоит в том, чтобы забюрократизировать все, что связано с развитием лесоводства на сельхозземлях, до такой степени, чтобы сделать это лесоводство практически невозможным. Но есть и прямой запрет, сформулирован он так:
"Срок использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов устанавливается равным сроку предоставления земельного участка, но не более 10 лет с момента принятия межведомственной комиссией положительного решения";
"По истечению срока использования лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, предусмотренного в проекте освоения лесов согласно пункту 21 настоящего Положения, правообладатель обязан провести культуртехническую мелиорацию в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О мелиорации земель"".
Таким образом, даже если собственник земельного участка пройдет все предусмотренные проектом круги ада, связанные с получением разрешения на использование своего земельного участка для выращивания леса, составлением проектов и отчетов - через десять лет он все равно будет обязан свой лес уничтожить и вернуть землю в сельскохозяйственный оборот. А если он этого не сделает - то к нему можно будет применить уже предусмотренные действующим законодательством наказания за неправильное использование земельного участка (сначала штраф до 50 тысяч рублей с гражданина или до 700 тысяч рублей с организации, затем изъятие земельного участка).
Очевидно, что если на выращивание леса дается всего десять лет, а потом этот лес все равно по закону необходимо будет уничтожить (никаких исключений проект не позволяет) - никто заниматься лесоводством на сельхозземлях не будет: проект Минприроды превращает сельское лесоводство в сизифов труд, заведомо бессмысленный и бесплодный.
Минприроды в принципе не рассматривает возможность развития лесоводства на сельхозземлях в будущем. Обратиться в уполномоченный орган (территориальный орган Россельхознадзора) с заявлением об использовании своего участка для лесоводства собственник земли сможет только до 1 октября 2022 года. Если не успеет, или если до того срока заявление не будет принято - другого шанса на выращивание леса на своей земле у него, согласно проекту, уже не будет никогда. Если кто-то уже успел подать уведомление об использовании своей земли для лесоводства в соответствии с первоначальной редакцией постановления № 1509 - он будет обязан подать заявление заново, в соответствии с новым порядком, и без специального разрешения никак свой лес не использовать. Само заявление - это не простой документ в вольной форме, как нынешнее уведомление, а строгий и объемный, с указанием в приложении сведений о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений, и с приложением материалов фото- и видеофиксации этих насаждений на CD, DVD диске или карте памяти.
Более того: Минприроды допускает получение разрешения на сохранение и использование только того леса, который уже соответствует установленным требованиям (площади участка более 0,5 га, занятого лесом более чем на 75%, с высотой деревьев более пяти метров и сомкнутостью крон деревьев и кустарников 0,8 и более). Если это просто заброшенная земля, на которой пока не вырос такой лес - использовать ее для лесоводства по проекту Минприроды будет в принципе нельзя.
Минприроды устанавливает очень сложные процедуры и требования к подаче "заявления об использовании земельных участков в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения", и множество причин для отказа в его рассмотрении или для принятия по нему отрицательного заключения. Заявления должны будут рассматриваться межведомственной комиссией ("тройкой", состоящей из представителей Россельхознадзора, органа управления лесами и органа управления агропромышленным комплексом субъекта РФ). Комиссии дается большой перечень оснований для выдачи отрицательных заключений, в том числе, например, указанных в заявлении сведений о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений (заключение об этом должен давать орган управления лесами).
Если вдруг заявление землевладельца будет одобрено, то для того, чтобы что-то делать со своим лесом, он должен будет исполнять большое количество бюрократических процедур, предусмотренных сейчас для лесов на землях лесного фонда - составление проекта освоения лесов, лесной декларации, и всего комплекса отчетности об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведении. Требования к экспертизе проектов освоения лесов по лесам на землях сельхозназначения устанавливаются даже более сложные и допускающие больше произвола, чем для стандартных проектов освоения лесов на землях лесного фонда. Например, предусматривается проверка "правильности употребления и написания терминов и других знаковых средств, соответствия текста правилам русского языка". Фактически "за язык" землевладельцу могут отказать в праве выращивать лес и вести в нем какое-либо хозяйство.
Заброшенная земля сельскохозяйственного назначения в Тверской области, несколько лет назад расчищенная от леса под угрозой штрафа и отъема участка, и теперь опять зарастающая лесом
Заброшенная земля сельскохозяйственного назначения в Тверской области, несколько лет назад расчищенная от леса под угрозой штрафа и отъема участка, и теперь опять зарастающая лесом
К чему все это приведет на практике, если будет принято?
Во-первых, к тому, что заброшенные земли сельскохозяйственного назначения так и останутся заброшенными: в сельскохозяйственный оборот их не получится вернуть по тем же самым вполне объективным социально-экономическим причинам, по которым они были заброшены исходно, а вовлечь их в лесоводство не получится из-за новых запретов и ограничений, которые предлагает ввести Минприроды. Напомним, что сейчас общая площадь заброшенных сельхозземель составляет около 76 миллионов гектаров, из которых примерно 50 точно никогда уже не вернутся в сельскохозяйственный оборот, и при этом пригодны для лесоводства. При сохранении нынешних тенденций (падения уровня жизни населения и платежеспособного спроса на качественную еду, сокращения государственной поддержки сельского хозяйства, административного регулирования экспорта и цен на продовольствие, принудительного введения маркировки и прослеживаемости пищевых продуктов, и т.д.), в ближайшее десятилетие может быть заброшено еще до 25 миллионов гектаров пока еще используемых сельхозземель. В долгосрочной перспективе этот процесс необратим - современное сельское хозяйство позволяет получать значительно большие урожаи с меньшей площади лучших земель, а худшие оказываются просто ненужными.
Во-вторых, к катастрофическому росту ландшафтных пожаров: предусмотренные действующим законодательством штрафы за неиспользование или неправильное использование сельхозземель (до 50 тыс. руб. с граждан и до 700 тыс. руб. с организаций) и изъятие земельных участков (целиком, а не только занятых лесом частей) вынуждает собственников уничтожать лес. А самым простым способом его уничтожения является сжигание (особенно если это совсем молодая древесная поросль, легко сгорающая или гибнущая вместе с сухой травой). Разумеется, сжигают такие леса тайно, поскольку просто так что-то жечь нельзя по Правилам противопожарного режима. Никакой статистики по уничтожению таких "самовольно выросших" лесов нет, но площади пожаров в лесах на сельхозземлях огромны. По данным системы дистанционного мониторинга лесных пожаров ИСДМ-Рослесхоз, общая площадь лесных пожаров в России в 2020 году составила 16,5 млн. га, а по предварительным официальным данным (сводке Авиалесоохраны на конец года) - 9,3 млн. га. Основная часть разницы между этими двумя показателями (7,2 млн. га) приходится как раз на пожары на зарастающих лесом заброшенных землях сельхозназначения. Если Минприроды окончательно лишит собственников земельных участков на сохранение и использование своих лесов без штрафов и наказаний, мотивация к их сжиганию резко вырастет.
В-третьих, к ускоренному забрасыванию и запустению сельских населенных пунктов. Чтобы деревни и села могли жить, у людей должны быть рабочие места и источники средств к существованию. Лесоводство на сельхозземлях могло бы дать в среднесрочной перспективе до ста тысяч постоянных рабочих мест, и плюс какое-то еще немалое количество в секторе дальнейшей переработки древесины. Конечно, эти рабочие места и источники средств к существованию не могли бы появиться сразу, но действующая редакция постановления № 1509 дает хотя бы обоснованную надежду на их постепенное появление. Предлагаемые Минприроды изменения эту надежду полностью убивают - это значит, что тем, кто мог бы в будущем найти свое дело жизни, связанное с выращиванием лесов на заброшенных сейчас землях, останется только один путь: уезжать в города.
Жестокие наказания (штрафы до 700 тысяч рублей и отъем земли) за сам факт существования леса вынуждает собственников и пользователей сельхозземель выжигать неиспользуемые участки, чтобы убить молодую древесную поросль - и это служит одной из главных причин катастрофических весенних ландшафтных пожаров
Жестокие наказания (штрафы до 700 тысяч рублей и отъем земли) за сам факт существования леса вынуждает собственников и пользователей сельхозземель выжигать неиспользуемые участки, чтобы убить молодую древесную поросль - и это служит одной из главных причин катастрофических весенних ландшафтных пожаров
Как это отразится на криминальных схемах использования лесов на сельхозземлях?
Основные криминальные схемы использования лесов, растущих на землях сельхозназначения, связаны или с застройкой этих земель без какого-либо учета законных прав и интересов живущих вокруг людей, или с крупномасштабной бесхозяйственной вырубкой бывших колхозных и совхозных лесов под видом расчистки сельхозугодий.
На возможность криминальных схем использования заброшенных земель сельхозназначения, в том числе зарастающих или заросших лесом, для разных видов застройки постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 ни в действующей редакции, ни в предлагаемой новой, никак не повлияет. Возможность застройки земель сельхозназначения определяется категорией земли и видом разрешенного использования, и практически никак не связана с наличием или отсутствием на этой земле леса. Вопросы о возможности использования сельхозземель для лесоводства и для строительства практически никак не связаны друг с другом -- это разные ветви законодательства.
Возможность криминальных схем вырубки бывших колхозных и совхозных лесов под видом расчистки сельскохозяйственных угодий при предлагаемой Минприроды новой редакции постановления № 1509 в полной мере сохраняется. Более того: подобное использование леса, только уже в забюркраченной и легализованной форме, становится единственно возможным - поскольку принятие положительного решения о возможности использования лесов жестко увязывается с обязанностью не позднее чем через десять лет вернуть земли в сельскохозяйственный оборот. При предлагаемой Минприроды новой редакции постановления № 1509 выращивать лес на сельхозземлях будет нельзя (поскольку, даже если разрешение будет дано, не позднее чем через десять лет все выращенное потребуется вырубить и вернуть землю в сельхозоборот) - но рубить то, что выросло раньше, до сентября 2032 года включительно будет можно (при соблюдении указанных сроков подачи заявлений).
Предлагаемые Минприроды поправки оставляют единственный возможный вариант использования лесов на сельхозземлях: вырубку с последующим возвращением, или имитацией возвращения, в сельхозоборот. Единственное ограничение - надо будет разбить вырубаемую площадь на лесосеки, соответствующие установленным Правилами заготовки древесины для эксплуатационных лесов размерам
Предлагаемые Минприроды поправки оставляют единственный возможный вариант использования лесов на сельхозземлях: вырубку с последующим возвращением, или имитацией возвращения, в сельхозоборот. Единственное ограничение - надо будет разбить вырубаемую площадь на лесосеки, соответствующие установленным Правилами заготовки древесины для эксплуатационных лесов размерам
Кто все это придумал?
Официально проект изменений подготовлен и размещен на сайте regulation Минприроды России (ответственный исполнитель - Д.А.Козлова, советник лесного департамента этого министерства).
Известно также, что практически в точности этот вариант предлагаемых изменений Минприроды направило в Правительство РФ письмом от 27 января 2021 года № 04-16-09/1671 за подписью С.М.Аноприенко.
Первоначально идея о приостановке действия постановления Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 и о запрете на использование земель сельхозназначения для лесоводства высказывалась двумя руководителями профильных комитетов Государственной Думы:
председателем Комитета Госдумы по аграрным вопросам В.И.Кашиным ("действие постановления Правительства Российской Федерации №1509 об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, должно быть приостановлено", "в основу новой редакции Постановления №1509 должны быть заложены цели эффективного вовлечения заброшенных земель именно в сельскохозяйственный оборот" - ссылка );
председателем Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н.П.Николаевым ("парламентарий отметил, что сложился неправильный прецедент, когда через постановление правительства по сути возникает частный лес" - ссылка ).
Что делать?
Победить эту инициативу Минприроды будет непросто, и потребуется множество разных действий. О них мы напишем дополнительно.
Пока важно воспользоваться теми возможностями, которые дает нам сайт regulation и процедура публичного обсуждения проектов нормативных актов. Возможностей таких две (и обе работают только в том случае, если ими воспользуется множество людей - сотни, а лучше тысячи) - это оставление так называемых "дизлайков" (отрицательных отметок) и комментариев по сути документа. Ниже приводится краткая инструкция, как это сделать.
Видео инструкция
Если вы уже зарегистрированы на сайте regulation.gov.ru
Зайдите на сайт regulation.gov.ru , выберите в верхнем меню кнопку "Личный кабинет", и в выпадающем меню - опцию "Войти". В открывшемся диалоговом окне введите свои данные (адрес электронной почты и пароль), поставьте галочку в окошке "оставаться в системе", и нажмите кнопку "Вход". После этого вы будете перенаправлены на страницу сайта "Рабочий стол", которая сама по себе не нужна.
Не выходя из системы, еще раз перейдите по ссылке на проект - и вы попадете на страницу как раз этого проекта Минприроды. На этой странице нажмите в верхней части экрана на красную кнопку с опущенным вниз пальцем - количество отображаемых рядом с ней "дизлайков" сразу должно увеличиться на один.
Если вы не зарегистрированы на сайте regulation.gov.ru:
Зайдите на сайт regulation.gov.ru , выберите в верхнем меню кнопку "Личный кабинет", и в выпадающем меню - опцию "Регистрация". В открывшемся диалоговом окне введите требуемые данные (адрес электронной почты, пароль для сайта regulation, фамилию, имя), нажмите на кнопку "Отправить". Вам на указанный адрес почты придет сообщение от сайта regulation со ссылкой, по которой надо перейти - после этого вы будете зарегистрированы на сайте.
Не выходя из системы, еще раз перейдите по ссылке на проект - и вы попадете на страницу как раз этого проекта Минприроды. На этой странице нажмите в верхней части экрана на красную кнопку с опущенным вниз пальцем - количество отображаемых рядом с ней "дизлайков" сразу должно увеличиться на один.
Примечание. Сайт regulation иногда работает неустойчиво, и отдельные его функции могут не срабатывать - в этом случае просто подождите, или зайдите в другой раз через какое-то время.
Если вы хотите оставить комментарий по сути документа
Зарегистрировавшись и (или) войдя в систему, как описано выше, перейдите по ссылке на проект. Во второй колонке слева выберите опцию "Ваши предложения", и на открывшейся новой странице - раздел "Оставьте свое мнение и/или прикрепите файл с предложениями", кнопку "Добавить". В появившемся диалоговом окне напишите свой текст или вставьте туда предлагаемый наш, если он вас устраивает, и нажмите кнопку "Сохранить".
Предлагаемый текст комментария, который можно скопировать в эту форму:
Проект изменений в постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 вводит фактический запрет на использование заброшенных земель сельскохозяйственного назначения для лесоводства, поскольку жестко ограничивает срок такого их использования десятью годами, после чего требует возвращение земли в сельскохозяйственный оборот. За десять лет вырастить лес невозможно, а выращивать его с целью дальнейшего уничтожения и расчистки земли - бессмысленно.
В случае принятия этого проекта, единственным реально возможным способом использования лесов, растущих на землях сельскохозяйственного назначения, станет их вырубка с последующим возвращением земли в сельскохозяйственный оборот, или с имитацией действий по возвращению земли в сельскохозяйственный оборот. Проект создает условия для легализации бесхозяйственной хищнической рубки наиболее ценных лесов на сельхозземлях, в том числе бывших колхозных и совхозных лесов, имеющих спорный или двойной статус (по одним документам растущих на землях лесного фонда, по другим - на сельхозземлях).
Проект прямо противоречит статье 123 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность существования лесов на землях сельскохозяйственного назначения (без ограничения срока), а также ведет к нарушению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Проект в целом направлен на исключение возможности использования земель сельскохозяйственного назначения для лесоводства и на уничтожение растущих на этих землях лесов, и не может быть исправлен отдельными поправками. В связи с этим принятие данного проекта и его концептуальных основ совершенно недопустимо.
***