В среднем течении реки Угра
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
23 ноября 2024, 00:36:00

Войти
Главная страница сайта: Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
43769 Сообщений в 959 Тем от 956 Пользователей
Последний пользователь: Коробка
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация
+  В среднем течении реки Угра
|-+  Главная категория
| |-+  Краеведение
| | |-+  Крестьянский быт
« предыдущая тема следующая тема »
Страниц: [1] Печать
Автор Тема: Крестьянский быт  (Прочитано 20087 раз)
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 7063


Константин


« : 05 декабря 2009, 23:04:23 »

Вот так выглядели Смоленские, Калужские крестьяне в 18-19 в. Из альбома "Одежды русского государства"

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин

« Последнее редактирование: 06 декабря 2009, 12:50:02 от Константин » Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 7063


Константин


« Ответ #1 : 05 декабря 2009, 23:05:23 »

А это из другого собрания. Калужские купцы

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
« Последнее редактирование: 06 декабря 2009, 12:51:08 от Константин » Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Дмитрий
Старожил
*****
Сообщений: 2355



« Ответ #2 : 28 января 2010, 12:34:09 »

   Источник неизвестен, но материал из Тёмкинского музея. Некоторые наблюдения из жизни крестьян Гжатского уезда:

"Фабричные привычки породили еще один разорительный обычай между крестьянами Гжатского уезда - щегольство. Об одежде и обуви, выработанных своими руками, из своих припасов, крестьяне и думать не хотят. Мужчины сплошь и рядом щеголяют в пальто и пиджаках ("спинжак") с сапогами в калошах и обязательно с зонтиками, а женщины не только в ситцевых, но частенько и в шелковых платьях. Шелковые юбки (или "шубки", как крестьяне их почему-то называют) часто стоят дороже бального платья горожанки средней руки, а шелковые платки, которых обыкновенно надевают сразу штук по 8-10, так что у некоторых видны только кончики, несомненно стоят дороже изящной шляпки городской модницы. Быть на гулянии одетой хуже соседки величайший позор для девушки или женщины, и вот весь домашний припас: холсты, масло, яйца и проч. сбывается в город, чтобы приобрести какой-нибудь расписной шелковый платок. Часто в семье не хватает хлеба, соли, словом предметов первой необходимости, а на гулянии члены той же семьи щеголяют шелками. Интересно то, что молодые парни являются летом на гулянье, несмотря на совершенно сухую погоду, в калошах и с зонтиком, причем сапоги и калоши до места гулянья часто несут в руках, и женщины делают то же с шелковыми юбками, причем все это надевается в лесу, вблизи гулянья, так что кусты служат дамскими и мужскими уборными.
Кулачество развито в Гжатском уезде очень сильно: в каждой волости имеется от одного до пяти кулаков; это разжившиеся преимущественно не совсем честным путем крестьяне, с виду люди богобоязненные и смирные, но сохрани Бог попасть в их лапы, что однако очень часто бывает, благодаря обычаям справлять праздники и щегольству крестьян. Наделы крестьян Гжатского уезда маломерны и для выгона и покоса приходится арендовать поля соседних землевладельцев, причем приходится соглашаться на все предъявленные со стороны последних, хоть и не совсем выгодные условия. В общем жизнь крестьян Гжатского уезда далеко не привлекательна и с наружной стороны кажется гораздо беднее, чем напр. жизнь крестьян соседнего с Гжатским Юхновского уезда, в котором крестьяне, занимаясь земляными работами на вновь строящихся железных дорогах, очень часто составляют себе довольно порядочное состояние, строят себе в деревне прекрасные дома в русском стиле и вообще довольно прилично обставляют свою жизнь, а некоторые из них, делаясь чуть не миллионерами, переезжают в город, записываются в купцы и строят себе великолепные дома, так что, благодаря зажиточности крестьян, в Юхновском уезде деревни имеют более опрятный вид, чем в Гжатском, где они вполне походят, по удачному выражению одного из писателей, на "навозные кучи", как и большинство впрочем великороссийских деревень, да и по внутреннему своему устройству избы крестьян Гжатского уезда, как и большинство изб наших крестьян, благодаря нечистоплотности последних, имеют очень грязный и неряшливый вид, как и все вещи, которые в этих избах находятся, начиная с посуды, в которой подают кушанья, так что мало-мальски брезгливый человек, едва ли станет что-либо есть из этой посуды, хотя бы даже умирал с голоду. Конечно все это можно оправдывать бытовыми, историческими и климатическими условиями, так как напр. в зимние холода приходится всем тесниться в маленькой избе и туда же приводить телят и других молодых животных, чтобы не замерзли на дворе, а отчасти бедностью крестьян в связи с малой степенью культуры, на которой они еще находятся и т.п., но несомненно, что неряшливость эта выработалась веками и много нужно усилий и времени, чтобы ее вывести из среды крестьянского населения, как Гжатского, так и многих других уездов и населенных месте России, тем более, что и горожане не особенно еще бывают опрятны. Из более же симпатичных черт характера крестьян Гжатского уезда можно указать на ту сообразительность, смышленость и расторопность, которая характеризует вообще крестьянина Великоросса по сравнению его в особенности с Белоруссами, населяющими большую часть Смоленской губернии и отличающимися какою-то вялостью, приниженностью и даже тупостью, хотя и более простодушными, чем крестьяне Гжатского уезда. Все эти качества крестьян можно напр. наблюдать при ответах их на суде: в Гжатском уезде они отвечают бойко, хотя часто очень далеко от истины, ловко ее затемняя своим красноречием, а наприм. в уездах Краснинском, Поречском и друг. говорят вяло, нерешительно, не понимают вопросов, хотя может быть и более правдиво говорят. В Гжатском уезде есть очень много крестьян, любящих потягаться на судах и знатоков этого дела, только не в смысле юридическом, а чисто практическом и доводящем иногда до совершенно противоположных результатов. Вообще можно сказать, что крестьяне Гжатского уезда довольно способный народ, если бы только способности эти можно было направить на все хорошее, а не на то, на что они в большинстве случаев направляются по условиям жизни, созданным, впрочем, самими же крестьянами."
Записан
Rechnick
Местный
****
Сообщений: 402



« Ответ #3 : 28 января 2010, 14:21:18 »

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
они отвечают бойко, хотя часто очень далеко от истины, ловко ее затемняя своим красноречием
Спасибо, посмеялся!

Сразу вспоминаю " Спинжак с карманами!
Да, такие деревни и сейчас еще имеются.
По деревне проехать - что за дома, что перед дворами - "кучи навоза"
Из разговора с прорабом из Молдовы:
" Даже если денег нет, свадьбу человек на 200 сыграть обязан! Денег нет, но дом 2-х, 3-х этажнй построить, чтоб не хуже чем у соседа - должен.  И вот, построил дом  - живу теперь в комнатушке, на 1-м этаже. Все комнаты  в коврах,  отделаны.  А зачем? - Может гости приедут?  Никто никогда не приедет. А зачем строил? Да так, чтоб не хуже чем у других...
Таджики рассказывали - у них законодательно запретили свадьбы дорогие проводить, потому что люди в долги залезали.
Это я к тому, что я нахожу что   в этом у наших предков, деревенских, по менталитету  есть сходство  некоторое с современными таджиками (так же сходство в том что  у них и у наших прадедов было по 6-7 детей).
В целом они (крестьяне 19 века) для нас соврешенно другие ,чем принято обычно предтставлять.
« Последнее редактирование: 29 января 2010, 12:13:33 от Rechnick » Записан
Rechnick
Местный
****
Сообщений: 402



« Ответ #4 : 29 января 2010, 01:19:42 »

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
из жизни крестьян Гжатского уезда:
 Часто в семье не хватает хлеба, соли, словом предметов первой необходимости, а на гулянии члены той же семьи щеголяют шелками.

Кулачество развито в Гжатском уезде очень сильно: в каждой волости имеется от одного до пяти кулаков; это разжившиеся преимущественно не совсем честным путем крестьяне, с виду люди богобоязненные и смирные, но сохрани Бог попасть в их лапы, что однако очень часто бывает, благодаря обычаям справлять праздники и щегольству крестьян....

 В общем жизнь крестьян Гжатского уезда далеко не привлекательна и с наружной стороны кажется гораздо беднее, чем напр. жизнь крестьян соседнего с Гжатским Юхновского уезда,
 в Юхновском уезде деревни имеют более опрятный вид, чем в Гжатском, где они вполне походят, по удачному выражению одного из писателей, на "навозные кучи",

 Вообще можно сказать, что крестьяне Гжатского уезда довольно способный народ, если бы только способности эти можно было направить на все хорошее, а не на то, на что они в большинстве случаев направляются по условиям жизни


Это, скорее всего конец ХIХ века, 1890-е.
Коллективизация после этого кажется вполне логичным, так сказать "Вытекающим из жизни крестьян" явлением...

Выходит, в Юхновском уезде жили богаче из за фабрик, хотя та же - Смоленская губерния.
Записан
Дмитрий
Старожил
*****
Сообщений: 2355



« Ответ #5 : 29 января 2010, 08:28:31 »

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Спасибо, посмеялся!

    Ну раз уж заинтересовало, то ещё оттуда...

  "Относительно климата Гжатского уезда очень подходит отзыв какого-то иностранца о климате России вообще, сказавшего, что в России половина года бывает зимы, а остальная половина - дурной погоды, и действительно в Гжатском уезде сплошь и рядом бывает так, что весна и лето проходят незаметно, будучи похожими на осень, которая за ними вслед наступает, и затем бесконечно тянется зима с довольно большими морозами, часто доходящими до 30 градусов ниже нуля по Реомюру, и пронизывающими холодными ветрами, причем морозы случаются иногда по ночам в июне и августе месяцах, а в мае часто бывает снег, перед которым в том же мае, а иногда и в апреле бывают порядочные жары, так что сильное тепло и сильный холод постоянно чередуются и следуют один за другим с удивительной быстротою и резкостью перемен, способствуя лишь частым простудным заболеваниям. Эти качества климата в соединении с однообразием местностей уезда очень неприятно действуют на расположение духа и очевидно имеют влияние и на характер жителей уезда, развивая в них наклонность к меланхолии и к пессимизму, вследствие чего в деревнях Гжатского уезда редко можно услышать, например, пение и музыку, подобно тому, как это бывает в южных губерниях России, и все почти увеселения крестьян Гжатского уезда сосредоточиваются на пьянстве или сопровождаются таковым."

  "На заработки уходит почти третья часть населения, главным образом мужского и в рабочем возрасте. Работают по большей части на московских фабриках Морозова и др. или на фабрике близ станции Ярцево Московско-Брестской железной дороги, в пределах Смоленской губернии. Много также в Москве прислуги из крестьян Гжатского уезда, в котором есть целые волости и деревни, поставляющие в Москву лакеев, кучеров, швейцаров и т.п. К сожалению, давая хороший заработок, фабрики страшно развращают крестьян, приучают их к пьянству, дебоширству и половому разврату; сильно распространенный в уезде сифилис развит главным образом фабричными. Все полевые и домашние работы в Гжатском уезде отправляются преимущественно женщинами, мужчины же являются домой только к покосу, да на праздник Пасхи, причем на последний многие из них приезжают из Москвы еще за неделю до праздника и уезжают только после Фоминой недели и немногие из работающих на фабриках приносят или присылают домой деньги, хотя получают их там не мало, большинство же смело может петь известную фабричную песню: "я с хозяином расчелся - ничего мне не пришлось"."

 "Нужда в бесплатных работницах, на которых можно было бы оставить хозяйство при занятиях отхожими промыслами, породила раннюю женитьбу между крестьянами Гжатского уезда: в большинстве случаев парней женят лишь только им исполнится 18 лет и очень часто на девушках гораздо старше их, зато вполне пригодных для работ; вообще между крестьянами Гжатского уезда господствует взгляд на семью и на жену, общий всем вообще крестьянам великороссам, по понятиям которых семья есть не более как хозяйственная единица, вроде артели, и не имеет другого нравственного значения, а на жену смотрят не как на подругу жизни, а просто как на работницу, с которой притом и очень мало живут вместе, находясь почти постоянно в отлучке на заработках, оставляя свою бесплатную работницу заведовать их домашним хозяйством и заниматься хлебопашеством. Браки заключаются обыкновенно не по любви, которая, кстати сказать, между крестьянами понимается в совершенно ином и не совсем удобном смысле, а по имущественным расчетам и соображениям, главным же образом смотрят на то, чтобы будущая жена была здорова и могла хорошо работать, причем, выбор невесты далеко не всегда предоставляется жениху, а в большинстве случаев зависит от его родителей и производится чрез сватовство. Сватанье чаще всего идет Великим постом, сватают старики без участия молодежи, а в первое после Пасхи воскресенье бывает свадьба, и часто, спустя два-три дня молодой уже уходит на фабрику, а молодая принимается за работу в семье мужа, сопровождаемую в большинстве случаев разного рода попреками и оскорблениями со стороны родных мужа, довольных, что в их руки попалась еще молодая и неопытная работница, которую можно заставить что угодно делать и можно беспрепятственно оскорблять и насмехаться над нею. Более состоятельные крестьяне женят своих детей осенью, по окончании полевых работ. В большинстве случаев при женитьбе жених дает выкуп за невесту от 10 до 50 рублей (как бы плату за плохую рабочую лошадь), но в настоящее время уже довольно часто и невеста приносит за собою приданое. Не редкость в крестьянском быту прием жениха во двор, т.е. парень перечисляется из своей семьи в семью жены с согласия на это общества. Особенности свадебной церемонии заключаются в том, что невесту везут к венцу закрытой полотном, а жених и все поезжане едут без шапок, несмотря на расстояние и время года. Дружки имеют через плечо полотенце. Приехавших с женихом за невестою поезжан, иногда в 6-7 часов утра, кормят обедом, причем молодые сидят за столом, но не едят, и только после кормления отправляются на венчание. В некоторых местностях уезда еще сохранился обычай по окончании венчания, после первого блюда на брачном пире, удалять молодых в холодный чулан или хлевок, служащий им спальной; к концу обеда они возвращаются, и свахи при возвращении бьют горшки, тарелки и проч. При свадебном поезде всегда везут дружки водку, наливку, пряники и стручки. Если приходится проезжать деревню и поезд заранее будет замечен, то непременно кладут поперек дороги жердь или доску и только по получении угощения принимают. Переезжать чрез это препятствие никто не решается во избежание "порчи". Порченных, или больных молодых женщин в Гжатском уезде много: кликуши, собаколайки, припадочные встречаются очень часто. Для излечения их одни прибегают к религии, другие к колдунам и знахарям, но в очень редких случаях с подобными больными обращаются к врачу или акушерке. Крестьяне в порчу верят так же, как и в леших, домовых и русалок."

 "Большим подрывом имущественного благосостояния крестьян Гжатского уезда служит обычай справлять храмовые праздники в своем приходе. Можно почти с уверенностью сказать, что за целый год крестьянин не истратит столько денег на себя и семью, сколько за один храмовой праздник. Бедняки часто закабаливают себя, но отстать от обычая не могут. Водка, наливка, пиво, мед, брага и разная снедь поглощаются в таком громадном количестве, что перенести это может разве только всепоглощающий русский желудок. Среди более или менее зажиточных крестьян праздники эти проводятся обыкновенно таким образом: встают часа в 4 утра и к этому времени уже готов ранний обед, состоящий из студня, крошеного мяса, баранины, свинины, щей, лапши, похлебки и ситного с медом, причем все это перемешивается, конечно, с водкой, без которой такая еда была бы немыслима; по окончании раннего обеда заваливаются опять спать до 6 часов утра, просыпаясь, принимаются за чай с десертом - стручками, орехами, пряничками и пр., перед чаем выпивают; в 10 часов бывает полдник, состоящий из мяса, селедок, рыбы, яичницы, пирогов, лепешек, но без жидкого, впрочем, с обязательной выпивкой. Часов около 12 или часу второй обед, такой же как ранний и полдник вместе; часа в 2 чай с медом и десертом, причем любимый десерт - патока с баранками; часа в 4 перекуска - повторение полдника; в 6 часов чай и в 8-9 часов полный ужин с горячим. Если является среди дня какой-нибудь гость, напр. зять с дочкой из другой деревни, то выпивка и еда повторяются не в очередь, и так проводят 3, 4, а иногда и 7 дней, причем все родные из других деревень считают своим долгом посетить празднующих, поесть и выпить на счет любезных хозяев. Молодежь во время праздников вечерами водит хороводы и благодаря пьянству старших, да отчасти и молодых, нередко через девять месяцев после праздника у девушек является вещественное доказательство весело проведенного праздника и это, к сожалению, явление заурядное, на которое особенного внимания и не обращают. Во время этих праздников, благодаря пьянству, бывает также не мало ссор, драк, доходящих иногда и до смертоубийства, или по крайней мере до причинения тяжких увечий, и вообще деревенские праздники в том виде, как они существуют, нравственным и материальным гнетом ложатся на все благосостояние уезда, порождая непроизводительную и безмерную трату денег, пьянство, распутство, болезни, а иногда и преждевременные смерти. В этом случае большую пользу может принести недавно учрежденное правительством попечительство о народной трезвости устройством преимущественно во время таких праздников в деревне разумных развлечений вроде народного театра, чтений с туманными картинами, народных читален и библиотек (В Гжатском уезде уже открыто несколько таких читален и библиотек, а также изредка устраиваются некоторыми из местных помещиков народные чтения с туманными картинами) и т.п., чтобы кроме нравственного воздействия на крестьян посредством чтения им рассказов религиозно-нравственного содержания, занимать еще их праздничный досуг чем-либо более разумным, давая им возможность приучаться вкушать в эти дни больше духовной пищи, вместо принимаемой в столь обильном количестве пищи телесной, тем более, что и назначение праздников состоит в том, чтобы служить в эти дни Богу, а не мамоне, простой же народ привык думать, что главным образом почтение празднику должно выражаться в том, чтобы ничего в этот день не работать и затем уже как угодно проводить его, отдаваясь разгулу и безнравственным развлечениям."

  ( Материалы из Тёмкинского краеведческого музея )
Записан
Rechnick
Местный
****
Сообщений: 402



« Ответ #6 : 29 января 2010, 12:28:12 »

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
В России половина года бывает зимы, а остальная половина - дурной
погоды причем морозы случаются иногда по ночам в июне и августе месяцах, а в мае часто бывает снег,

Это конец малого ледникового периода, не так ли?

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
почти увеселения крестьян Гжатского уезда сосредоточиваются на пьянстве или сопровождаются таковым."

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
фабрики страшно развращают крестьян, приучают их к пьянству, дебоширству и половому разврату; сильно распространенный в уезде сифилис развит главным образом фабричными
большинство же смело может петь известную фабричную песню: "я с хозяином расчелся - ничего мне не пришлось"."

Альтернатива колхозам - прямо скажем, незавидная.
я был раньше лучшего мнения о тех временах в деревне.

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Крестьяне в порчу верят так же, как и в леших, домовых и русалок."

 Бедняки часто закабаливают себя, но отстать от обычая[справлять праздники с размахом] не могут.

 Во время этих праздников, благодаря пьянству, бывает также не мало ссор, драк, доходящих иногда и до смертоубийства, или по крайней мере до причинения тяжких увечий, и вообще деревенские праздники в том виде, как они существуют, нравственным и материальным гнетом ложатся на все благосостояние уезда, порождая непроизводительную и безмерную трату денег, пьянство, распутство, болезни, а иногда и преждевременные смерти.


Раньше у меня было другое представление о Смоленских крестьянах.
Такое патриархальное общество, думал я, у всех шестеро по лавкам, тишь и благодать.
Колхозы и совхозы, где все были подчинены одному председателю, теперь кажутся не таким уж плохим учреждением после этой неприглядной картины
Записан
Дмитрий
Старожил
*****
Сообщений: 2355



« Ответ #7 : 30 января 2010, 19:41:50 »

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
Альтернатива колхозам - прямо скажем, незавидная.
я был раньше лучшего мнения о тех временах в деревне.

Раньше у меня было другое представление о Смоленских крестьянах.
Такое патриархальное общество, думал я, у всех шестеро по лавкам, тишь и благодать.
Колхозы и совхозы, где все были подчинены одному председателю, теперь кажутся не таким уж плохим учреждением после этой неприглядной картины

    "Дыма без огня не бывает".
Всякие революции и войны - результат каких-то предпосылок для этого...
Записан
сашок
Старожил
*****
Сообщений: 896


« Ответ #8 : 21 марта 2010, 20:49:29 »

А причем здесь деревня и соответствено колхозы? Надо понимать, что это относится к "фабричным". Мать вспоминала, что хорошо жили в деревне только в "единоличнестве". Глава семейства ехал осенью на ярмарку и привозил "все". Потом в колхозное время все старье доставалось из сундуков и перешивалось, поскольку деньги в и ткани в деревнге вывелись одновременно с приходом колхозов. Потом началась война, и все женщины и мужчины, кот. остались, оделись в перешитое и перекрашенное солдатское белье. Потом в 1947 г. был голод натуральный (есть несколько красочных эпизодов). А закнчивались все рассказы слезами - так жить невозможно.
САШОК
Записан

Планета жалуется другой на зуд по всем меридианам и широтам, а та ее успокаивает: не волнуйся -это люди, само пройдет
Олег
Гость
« Ответ #9 : 21 марта 2010, 22:27:57 »

Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин
оделись в перешитое и перекрашенное солдатское белье
Я тоже нечто подобное слышал. В Ломах похоронили 12 немцев. Пацаны ночью выкопали, сняли с них всю одежду и снова закопали.Это мне рассказал непосредственный участник этого мероприятия.
Записан
Ольга K
Местный
****
Сообщений: 470



« Ответ #10 : 23 марта 2010, 01:10:26 »

Интересно, в Москве есть музей, где можно найти экспозиции народного творчесва, как одежда. Я встречала только в усадьбах несколько экспонатов. Раньше встречалось столько сложных деталей даже на повседневной одежде, если учесть что многое делалось в ручную. Если задуматся, то одежда: фасон, цвет, отделка отражает много граней нашей жизни. Жизнь становится все сложнее, а наряды все проще. Интересно было посмотреть.....
Записан
сашок
Старожил
*****
Сообщений: 896


« Ответ #11 : 23 марта 2010, 21:01:35 »

Эта штука выложена на сайте Вы не можете просматривать ссылки Зарегистрируйтесь или Введите логин -Храмы России и помоему, где-то еще видел в И-нете

ГОРОД ГЖАТСК- и -Е Г О   У Е З Д.

--------------------------------------------------------------------------------

Историко-статистический очерк.
--------------------------------------------------------------------------------
СОСТАВИЛИ:

Г. К. Бугославский и В. А. Никитин.
Издание Смоленского Губернского Статистического Комитета.
-------------------------------------------------------------------------------

СМОЛЕНСК.
Типография П. А. Силина.
1900.

НАЧАЛО

Город Гжатск и его уезд.
Историко-статистический очерк.

--------------------------------------------------------------------------------

До начала XVIII века на том месте, где теперь расположен г. Гжатск, была небольшая, никому неизвестная деревушка с неизвестным названием. С завоеванием Петром Великим Финского побережья и основанием на нем в устье реки Невы города С.- Петербурга, а в нем торгового порта, явилась потребность притянуть к этому новому порту разного рода торговые грузы, шедшие тогда изнутри Руси за границу, как для оживления города и порта, так и для того, чтобы придать им то значение, какое они, по мысли Петра I, должны были иметь в России. Кроме того, так как новая столица России была основана в местности малонаселенной и при том малоплодородной, то в видах обеспечения продовольствия С.-Петербурга необходимо было притянуть к нему из средней, более хлебородной полосы России, и хлеб. В то время главные предметы торговли Руси с западной Европой - пенька и лен, а также и разного рода хлеб направлялись из центральных хлебородных местностей (нынешних Калужской, Орловской, Черниговской, Курской и Смоленской губ.) к реке Западной Двине, а по ней в г. Ригу, который служил как бы отпускным портом для Руси. Местом складки товара в пределах России служили: село Поречье (ныне уездный город Смоленской губернии), расположенное на сплавной реке Каспле, притоке Западной Двины, и расположенный на притоке той же реки Обше город Белый, тоже Смоленской губернии. Желая оттянуть направлявшиеся этим путем в г. Ригу грузы по направлению к своей любимой столице и изыскивая для этого пути, гений Великого Петра остановился на реке Гжати, притоке
 и т.д. вся кника
САШОК
Записан

Планета жалуется другой на зуд по всем меридианам и широтам, а та ее успокаивает: не волнуйся -это люди, само пройдет
сашок
Старожил
*****
Сообщений: 896


« Ответ #12 : 01 апреля 2010, 21:13:32 »

Добавлю о жизни и быте крестьян. Но о советских временах.
В 1946-47 гг в средней полосе, т.е. в наших местах был натуральный голод.
Мои старшие братья поели и лепешек из лебеды и липовых листьев-почек, и прочей травы. Выжили  только за счет коровы- дули молоко по литру. И выжили. А за корову их отец чуть не пострадал. Тогда же карточки еще были. Правда, наверно только на служащих, на крестьян-то карточек не было. И стали на карточки давать все меньше и меньше. Подговорили коллеги: выступи на учительской конференции, расскажи о таких нарушениях . Выступил, а ему в ответ: да у него ж корова, хозяйство, Да он же враг! Хорошо, что был беспартийный, а то б вышибли.
Послали работать в Белоруссию. Мать собрала шмоток- менять, Поехала к нему. В славном городе Барановичи вышла на платформу, походила по ней. И видит на краю кучка трупов. 5-10, не помнит. Но лежат так спокойненько на снегу, вроде. Собранные, видно, утром, дожидаются отправки куда-то. А народ ходит спокойно, не удивляется.
САШОК
Записан

Планета жалуется другой на зуд по всем меридианам и широтам, а та ее успокаивает: не волнуйся -это люди, само пройдет
сашок
Старожил
*****
Сообщений: 896


« Ответ #13 : 30 апреля 2010, 20:44:22 »

Хочу добавить.
Как по-разному воспринималась жизнь в 1930-е годы. Что уж удивляться, что мы иногда собачимся.
Припоминаю. отец частенько рассказывал, что 1938-39 гг жизнь была хорошая. Зайдешь в какой-нибудь буфет на станции, а там водки стааканчик можно хлопнуть и колбаской закусить. Иногда подчеркивал, что согласно "сталинской" конституции социализм-то был построен в 1936 году. Но он-то был учитель, получал зарплату деньгами и не был тогда еще обременен семьей.
А мать, которая жила в 10 км от него, вспоминала это время, как время неподъемной работы с 13 лет в колхозе, питание впроголодь, одежда- обноски. Она работала в колхозе, без отца, у ее матери, кроме нее, еще младшая сестра, которая все-таки закончила 7-летку (немало по тем временам), правда, уже в войну. И спорили еще до нас отец с матерью ....Хотя мать признавала, что отец ее спас , вытащив из колхоза работать в щколу просто техничкой.
САШОК
Записан

Планета жалуется другой на зуд по всем меридианам и широтам, а та ее успокаивает: не волнуйся -это люди, само пройдет
Константин
Админ
Старожил
*****
Сообщений: 7063


Константин


« Ответ #14 : 14 ноября 2013, 18:26:16 »

Из истории деревень. 18 век. Крепостное право.

1773 года февраля 3 дня

Дело по доношению вяземского казначея Белкина о объявлении в вяземскую канцелярию к допросу явившегося из бегов деревни Василева крестьянского сына Парфена Антонова с женою Татьяной Григорьевой.

В государственную Колегию экономии от вяземского экономического казначея колежского ассесора Белкина.

Доношение

Ведомства моего Вяземского уезду экономической Рупосовской волости староста со крестьяны по данным ко мне репортом объявили, что оной волости деревни Василева крестьянской сын Парфен Антонов в нынешнем январе месяце с 19 на 24 число 1773 года незнаемо куда из оной волости отлучился, а того 24 числа явясь с собою привел незнаемо какую крестьянскую женку которой объявил, что якобы она ево жена и зовут ее Татьяной Григорьева дочъ. А женился он на ней во время отлучки ево и с показанной волости которые при том рапорте ко мне представили. И мною оные допрашеваны коих допросов при сем прилагаю копии. А оный крестьянской сын Антонов и женка подтвержденные тех их допросов представлены в вяземскую воеводскую канцелярию о чем государственной колегии экономии представляю января 27 дня 1773 года.

Колежский ассесор Василий Белкин

1773 года января 26 дня представленные при рапорте экономической Рупосовской волости от старосты со крестьяны крестьянской сын Парфен Антонов и незнаемая женка допрашеваны.

А в допросе сказали.

1. Крестьянской сын Парфеном ево зовут, Антонов сын. Отроду ему шестнадцать лет. Вяземского уезду экономической Рупосовской волости деревни Василева крестьянина Онтона Аврамова сын. Сего 1773 году января 10 дня был он той же деревни Василева у крестьянина Егора Моисеева в доме по соседству где случилась быть в гостях девка, а еево Моисеева внука Татьяна Григорьева дочь. И говорила ему Парфену от людей тайно, чтобы он на ней женился. Почему он согласясь из дому отца своего бежал сего месяца 19 дня и пришед к ней в дом объявленного крестьянина Моисеева. И объявя ей, что он пришел для того, чтоб с нею идти в село Слободу состоящее в Вяземском уезде и на ней женитца. Почему она с ним пришед в объявленное село Слободу в церкви Рождества Христова священником Карнем Филиповым и обвенчаны. И пришед в показанную волость сего ж месяца 24 дня он Парфен явясь у старосты и о том ево из дому отца своево отлучению и о женитьбе на показанной жене ево объявил от которого с оною ево женою он представлен к вяземскому экономическому казначею при рапорте. Воровства никакого не чинивал. И всем допросе сказал сущую правду.

2. Незнаемая женка Татьяною ее зовут Григорьева дочь. От роду ей лет осмнатцать или больше, а подлинно сказать не знает. Отец ее Григорий Терентьев и мать Ирина Егорова дочь чьи крепостные не знает же. А жительство имеют в Вяземском уезде в вотчине князя Якова Андреева сына Путятина в деревне Борисенках. И от показанного отца своего слыхала она, что оной ее отец не объявленного князя Путятина. А мать де ее была экономической Рупосовской волости деревни Василева крестьянка Егора Мосеева дочь. И назад тому лет с тринадцать или больше того за много прошедшим временем сказать не помнит объявленной князь Путятин продал ее Татьяну в малых летах в город Калугу купцу, а как ево звали по имени и по прозвания не помнит. А только жену того купца звали Пелагею, а чья дочь не знает же. Кои в давних годах померли, а в котором точно году и она при том купце сколько лет жительство имела показать не может. А по смерти же того купца и жены купецкой лет с десять скиталась она по миру где день, где ночь и пропитание имела от мирского подаяния. А в 1770 году из города Калуги пришла она матери своей к отцу, а к своему деду в реченную экономическую Рупосовскую волость в деревню Василеву к Егору Моисееву. А от него перешла к отцу своему Григорью Терентьеву где и жительство имела. А в нынешнем году в январе месяце быв она Татьяна у показанного деда своего в гостях где и показанной крестьянской сын, а ее муж Парфен Антонов случился. И в то время вздумала она Татьяна, что за него Парфена выйти в замужество. Говорила ему, чтоб он на ней женился. К чему он согласясь сего месяца января 19 дня из дому отца своего пришел к ней в дом показанного деда ее где она ево дожидалась. И объявя ей, что он для того к ней пришел, чтобы на ней женитца. Почему она с ним во объявленное село Слободу пришед к церкви Рождества Христова священником Карнеем Филиповым венчаны. А показанной дед и домашние ево о том никто не знали. А воровства она Татьяна никакова не чинивала. И в сем допросе сказала сущую правду.
Записан

Один раз отмерь, семь раз отрежь.
Страниц: [1] Печать 
« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!