Дополнение так сказать)
О замечательных событиях в приходе с. Кикина
В прошлом столетии на поле крестьян дер. Тимохина не далее ½ версты от дер. Староселья упал
аэролит, - космический камень, доставленный в последствии по распоряжению Императорской археологической комиссии на хранение в С. Петербургский Эрмитаж. Из устных народных преданий, смутно сохранившихся среди немногих тимохинских крестьян о таковом, весьма редком физическом явлении, оказывается, что падение аэролита, прошедшего невообразимую бездну небесного пространства, случилось в начале весны, днем. Говорят, очевидцами этого явления были трое нищих, которые ехали на лошадях за сбором милостыни христовой. Был ясный день, на небе ни одного облака, солнце светило как в июле; послышался сначала неясный отдаленный шум, - затем постепенно увеличивающийся шум перешел в огромный рокот и наконец разразился страшным ударом, от которого застонала земля. Нищие и лошади от страха попадали на землю. На месте падения аэролита, заметным и доселе по небольшому углублению в земле, стоит деревянная часовня с несколькими иконами.
В памятный 12 год настоящего столетия кикинский приход не подвергся правильному нападению со стороны неприятеля, отстоя на 35 верстном расстоянии от г. Вязьмы, через который совершалось передвижение французской армии на Москву, - но все-таки крестьяне не особенно ласково встречали французских фуражиров; говорят, не обошлось без пожаров и кровопролития преимущественно в тех семьях, где жители оказывал сопротивление, - в свою очередь и корыстолюбивому врагу пришлось познакомиться с русским дубьем, косой, вилами. На обратном пути из Москвы французы, преследуемые партизанскими отрядами генерала Милорадовича и казаками генерала Платова, разбрелись по всему Юхновскому уезду как перепуганное стадо овец, - и этим случаем воспользовались озлобленные крестьяне; они по мере сил своих мстили непрошенным гостям, не давали пощады ни одному французу. Старожилы передают, что в 2 верстах от села в имении секунд-майора Харитона Степановича Товаркова французские фуражиры около 200 человек были застигнуты врасплох в пустых боярина хоромах за обедом. Завладев почти без боя оружием пленных французов, вооруженные поселяне
затопили свои живые трофеи в глубоком колодце; колодец завалили землей и камнями.
В 1822 г. по причине повсеместного неурожая кикинские прихожане терпели
страшный голод; говорят, многие из прихожан питались хлебом с примесью мякины и древесной коры. Многие из обедневших крестьян со всей семьей отправлялись на лошадях в степные губернии для прокормления. Годы 1833, 1834, 1855 и 1856 были также неурожайны.
В июле месяце 1871 г. в кикинском приходе появилась
холерная эпидемия, прекратившаяся в октябре месяце с наступлением холода. Благодаря немедленной медицинской помощи случаи заболевания людей холерой оканчивались большей частью выздоровлением. В селениях Левкине, Тимохине, Романинках, Острожках, Федосове, Базулине, Михалеве и в самом селе холерная эпидемия свирепствовала с особенной силой и унесла не мало жертв.
В 1884 г. в начале августа сильными морозами (утренниками) окончательно
истреблен весь яровой хлеб и лен.
В 1885 г. в весеннее половодье, от разлитой р. Угры пострадали жители прибрежных деревень; у некоторых домохозяев
затопило мелкий домашний скот, водой унесло несколько амбаров и сараев. Но все это лето стояли сильные жары, от засухи пропал весь яровой хлеб, вследствие чего недостатка корма прихожане вынуждены были кормить скот соломенной резкой, раскрывая для этого нежилые постройки.
В 1888 г. во всем кикинском приходе в конце весны на яровых всходах
появился червь темно-зеленого цвета от ¾ до 1, 1/2 вершка длиной. Поздние всходы ярового хлеба и лен были окончательно истреблены; червь угрожал нападением на сады и огороды. Как быстро и какой массы совершалось передвижение червей из поля в поле можно видеть из того, что ни днем, ни ночью нельзя было ступить шагу, чтобы не раздавить ногой целые десятки ползавших червей.
В 1901 г. на водяной мельнице при д. Горках рабочие, вынимая землю для постановки новых увеличенного диаметра колес, напали на
остов мамонта, занесенный песком на полусаженной глубине. Случилось, что во время работы в канале, где следовало поставить новые колеса, стояла вода, - доставая из воды лопатами песок с камнями, рабочие напали на что-то твердое и, как всегда бывает, пустили в ход лом. Таким образом, весь остов был раздроблен на мелкие части и все добытые из воды ребра, кости и челюсти те же рабочие по незнанию снова бросали в воду, пока кто-то из них не обратил внимание на один тяжеловесный камень, имеющий большое сходство с зубом; камень этот промыли, очистили от песка и по внимательном осмотре со всех сторон пришли к заключению, что это не камень, а зуб допотопного животного. Зуб мамонта около 17 ф. весу, один из коренных нижней правой челюсти, находится у пишущего эти строки.
1896 г. апреля 8 дня.
Диакон Алексей Смирягин