11-13 апреля.
Рассмотрим ситуацию на 11-13 апреля 1942 г. Каким силам противника пришлось противостоять 33 армии при прорыве линии обороны в районе деревень Беляево, Буслава, Песково?
На 10 апреля в районе Щелоки, Дорки, Беляево находились только незначительные части тыловых подразделений 17 пд. В этот день V армейский корпус началось большое наступление с целью ликвидировать котел к юго-востоку от Вязьмы.
В соответствии с приказом о наступлении V армейского корпуса части 23 пд должны были не допустить прорыва частей 33 армии на юг. В приказе 23 пд № 21 от 6 апреля говорилось:
«23 пд обороняется на рубеже Беляево– Щелоки– Щипуны– Баталы– Сафоново, пресекая все попытки русских, которые, после начала нашего наступления, будут пытаться прорваться на юг и соединиться с действующими там силами. Важно, чтобы через эту оборону не смог прорваться ни один русский.»
В этот район были перемещены следующие силы 23 пд: 1 батальон 9 пп 23 пехотной дивизии под руководством полковника Девитца (Dewitz) и группа полковника Зибера (Sieber), в которую входили: 2 и 3 рота Pz.Jag.23, 2 и 3 рота 1 ягкомманды (Jagd.1) со штабом.
В соответствии с приказом 23 пд установила связь с соседом справа создав опорный пункта из 50 солдат (Pz.Jag.23) с противотанковой пушкой в лесу на перекрестке дорог восточнее Беляево.
Правее располагалась группа войск XX армейского корпуса (20 тд и 17 пд) под руководством полковника Мартина Шмидта1 (Martin Sсhmidt).
Группой Шмидта создана линия охранения к западу от Песково:
- устье Сумезги части противотанковых подразделений 17 пд (Pz.Jag. 17) численностью около роты,
- западнее Песково части разведэскадрона 17 пд (2.A.A.17),
- д. Буслава, д. Беляево, дорога Беляево-Буслава тыловые части артиллерийского полка 17 пд (Trosse A.R.17) численностью около 100 человек.
С 11 апреля штаб группы находился в Шумихино.
11 апреля XX армейский корпус принял решение усилить группу Шмидта.
В Журнале боевых действий 20 тд отмечено:
«С учетом ожидаемого с часу на час усиления давления противника с Запада на линию Песково – Беляево дается распоряжение боевой группе Шмидт получить в первой половине дня 12.04 по одной резервной роте 17-й пехотной дивизии и 20-й танковой дивизии.»
На следующий день данные перемещения были произведены. В первой половине дня 12 апреля к группе Шмидта придается смешанная рота из частей 21 и 55 пп 17 пд.
Судя по базе данных немецких потерь в это подразделение входили части 8 и 9 роты 55 полка и 6 и 7 роты 21 полка 17 пд. Рота заняла дорогу Беляево-Буслава и район к северо-западу от Буслава.
Разведэскадрон 17 пд2 сменяется вновь прибывшей 2-й ротой 59 пп 20 тд. Дополнительно в Абрамово передислоцируется 7 рота 59 пп 20 тд.
Эти перемещения не остались незамеченными нашей разведкой. На схеме разведки 160 сд отмечено передвижение в течении 12 апреля до 200 человек пехоты из Песково на Буслава.
12 апреля V армейский корпус переданы следующие сведения:
«XII армейский корпус сообщает о перехваченной русской радиограмме от 12.4 14.40, которая направлена генералу Ефремову. Ефремов получает команду 12 или в ночь на 13.4 на перемещение в район Малое Виселево – Жары – Новая Михайловка и соединяется там с наступающими с востока из Большое Устье 1 гв. сд, 17, 53, 415 сд.».
Эта радиограмма еще раз подтверидила, что русские собираются прорываться в юго-восточном направлении.В этот район перебрасываются дополнительные силы.
23 пехотная дивизия незамедлительно перебрасывает дополнительные силы в Беляево:
«Полковник Зибер получает приказ в плотном примыкании к флангу соседа продлить линию охранения до развилки дорог 1 км к востоку от Беляево, усилить свое охранение и сосредоточить в Беляево ударный резерв. Вечером полковник Зибер докладывает о готовности 3-й роты истребительной команды в Беляево. Связь с правым соседом была установлена и охранение усилено.»
Вечером 3-я рота Jagdkommando.1 (3.Jagd.1) прибывает в Беляево. На схеме разведки 160 сд отмечено передвижение одной роты противника 12.4 в 19.00 по дороге Дорки-Беляево-Буслава. Возможно наша разведка заметила передвижение именно этого подразделения.
В 23:40 капитан фон Гильгенхаймб (Ritter Hentschel von Gilgenheimb из 21 тп) (боевая группа Шмидт) докладывает докладывает об установлении связи с соседом слева (23 пд), который был усилен частями Jagd.1.
13 апреля «В результате взятия Красного у V корпуса высвободился один батальон численностью ок. 200 чел., который теперь должен передислоцироваться в район Буславы для заграждения.». Не ранее 16.30 к группе Шмидта придаются высвободившиеся силы: штаб 1-й истребительной ягкоманды (Jagd.1) с 2 и 3 ротами: «Командир дивизии добивается, чтобы этот батальон был придан боевой группе Шмидт и распоряжается о его размещении в Буславе в качестве ударного резерва боевой группы. Батальоном командует капитан Ренуар (Renoir)».
Вечером в Щелоки, Дорки и Беляево прибывают части 1-го батальона 9 пп 23 пд.(I./I.R.9) и подчиняются полковнику Зиберу.
Итак, в течении 11-13 апреля немецкая сторона значительно нарастила силы в районе деревень Беляево и Буслава.
К вечеру 13 апреля складывается следующая ситуация:
В Беляево находится части 1 батальона 9 пп 23 пд, противотанковые части 23 пд (Pz.Jg.23) и возможно тыловые части 17 пд, к востоку от Беляево на перекрестке дорог создан опорный пункт Pz.Jg.23 пд 50 чел. с легкой пушкой. Участок дороги восточнее перекрестка и северо-западнее Буславы занимают части группы Шмидта (сборная рота 17 пд (21 и 55 полк) с тыловыми частями 17 пд). Дополнительно в Буславу передислоцирован резерв - 2 роты Jagd.1 под командованием полковника Ренуара. Район к западу от Песково занимала 2 рота 59 пп 20 тд и в устье Сумезги Pz.Jg.17.
Кроме того,к группе Шмидта придана танковая рота Ланга (Н. Lang) 21 танкового полка 20 тд, насчитывающая по крайней мере 5 чешских танков 38t с сопутствующим персоналом. По данным нашей разведки 4 танка патрулировала линию охранения к северо-западу от Буславы. Из артиллерии к группе придан 1 арт. дивизион 131 артполка (I./A.R.131) под командованием майора Бартеля (Willi-Adolf Bartels)3. В 1 артдивизион включал в себя 3 батареи (8 легких полевых орудий).4 5
Еще район Шпыревского леса находился под обстрелом шестиствольных дымовых минометов (Nebelferfer) (предположительно 7 батарея 52 минометного дивизиона 20 тд.).
Общая численность этих подразделений оценивается около 800 человек. Надо учитывать, что части V АК были истощены боями в предыдущие дни. Какое то количество из этих войск могло быть задействовано для обороны населенных пунктов. Таким образом, непостредственно на линии охранения протяженностью 8 км могли находиться около 600-700 человек. На перекрытие направления Беляево-Буслава общей протяженностью в 2,5 км выделена 1 рота группы Шмидта. Такими силами нельзя было создать сплошную линию обороны. Войска противника занимали только отдельные ключевые точки. В наиболее удобных местах были поставлены пулеметные расчеты.
Просека, по которой 33 А выходила из окружения шла вдоль низины. В месте выхода просеки на дорогу Беляево-Буслава находилась зарастающая мелколесьем поляна размером 200 на 150 м. На возвышении на опушке леса находилась пулеметная точка противника (отмечена на карте разведки 160 сд).