Перевод от Федорыча.
Донесение командира 53-го пт-дивизиона майора Radowski
о подготовке и ходе атаки 12.2.1942.
Задача: захват школы (оборудована как опорный пункт) западнее Старое Поляново, до того, как будет начата атака на Дяглево.
Назначенные силы и средства:
2-я рота ягд-команды №5, в лоб по обе стороны «Почтового шоссе» /Poststraße/ (170 чел.) [шоссе Вязьма - Семлево]
4 пт орудия 3,7 см 53-го пт дивизиона
6 ручных пулемётов 53-го пт дивизиона
1 взвод станковых пулемётов оказывает поддержку севернее «Почтового шоссе»
1 миномётный взвод оказывает поддержку южнее «Почтового шоссе»
Исполнение:
После того, как была занята позиция у школы (находящаяся там группа партизан была уничтожена) вышеперечисленные силы перешли в наступление на широком фронте по обе стороны «Почтового шоссе» в направлении Дяглево.
Атака остановилась в низине, в 200 м от населённого пункта. До этого времени особых потерь не было.
После этого наступающие подразделения попали под сильный фланговый огонь из лесных массивов к северу и югу от шоссе, что привело к немалым потерям среди наступающих.
Командир ягд-команды №5 остался впереди вместе с 25 солдатами, после того, как остальные командиры погибли и по радио запросил, можно ли вернуть оставшиеся подразделения. После этого остатки возвратились к школе.
Потери:
28 чел. убито и пропало без вести
45 чел. ранено
в т.ч.:
ранен командир 2-й роты ягд-команды №5
1 офицер ягд-команды №5 убит
командир 1-й роты 53 пт дивизиона ранен
2 командира взводов 1-й роты 53 пт дивизиона ранены
Задача для 1-й роты ягд-команды №5: атаковать занимаемые противником руины Новое Поляново. Рота хорошо выполнила эту задачу. Не смотря на это, лыжным подразделениям не хватает всего, что им нужно в плане подготовки и опыта зимней кампании.
В Новое Поляново находились пулемёты противника.
Восточнее Поляново обнаружено 40-60 убитых русских, почти все в немецкой униформе (включая офицерскую). Каждый был вооружён автоматическим оружием. Пулемёты тоже были немецкими, 14 автоматов. У русских стрелков на спине были небольшие мешки с 2000 пистолетных патронов. Основная масса убитых русских это офицеры, унтер-офицеры и комиссары.Захват руин Новое Поляново устранил опасность с юга.
Что там происходило?
Вы не можете просматривать ссылки
Зарегистрируйтесь или
Введите логин11 февраля 1942 г. ни М.Г. Ефремова, ни П.А. Белов, ни А.А. Онуфриев не имеют оснований сообщить командованию Запфронта что-либо утешительное и обнадеживающее. Всем, включая Г.К. Жукова, ясно: наступление на город выдохлось. Прорыв в город сорван. Но что же делать? Карта подсказывает — десантники Онуфриева контролируют лесной район южнее Сапегина. А чуть севернее десантников части 11-го кавкорпуса ведут бои на автомагистрали Москва — Минск в районах Андросово, 1,5 км южнее Мишино (14 км западнее г. Вязьма). Раз не удалось объединить усилия кавкорпусов и десанта в районе Гредякино, Белову следует воспользоваться выступом-плацдармом группы Онуфриева севернее р. Осьма для выхода на соединение с 11-м кавкорпусом Соколова. 11 февраля Г.К. Жуков информирует А.А. Онуфриева о движении к Дягаево частей 1-го Гв. КК (т.е.: держитесь, удержите Дягаево!). А уже 12 февраля 1942 г. П.А. Белов при личной встрече с командованием 8-й ВДБР сообщает им об изменении комфронта задачи для 1-го Гв. КК: теперь не город Вязьма, железнодорожная станция Ссмлсво!
Вот оно — то самое «спасение» мемуаров Белова. Аксиома зимы 1942-го проста: в лесах выжить легче, чем на задымленном снегу пустыря городской окраины, безразлично какой — старорусской ли, холмской, ржевской или хоть этой, к примеру, вяземской…
Это потом, после войны в мемуарах Павел Алексеевич напишет, как «пришлось помочь десантникам вырваться из окружения. 13 февраля я впервые говорил по телефону с командиром этой бригады…» А пока, 12 февраля 1942-го, вовсе не с геройскими усилиями пригласив в штаб корпуса руководство бригады, обсуждали с Онуфриевым и Распоповым совсем иное. К 11-му кавкорпусу массой частей лесной тропинкой не пройти. Справа Поляново, слева Семлево. Поляново не взять, проверено, причем не только десантниками, но и самими беловцами в боях на линии Михалево, Мишино, Новое Поляново. А что касается села Семлево — кто знает? Ведь оно фактически (исключая западную сторону) в нашей блокаде. Десантники (+ «партизаны»-окруженцы) доказали способность к успешным ночным штурмам. Ворваться в Семлево реально. Вот этот «орешек» и предстояло грызть совместными усилиями. В ближайшее же время.